ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

28 Апр 2022
автор Александр Поляков

В настоящее время возникает немало вопросов, связанных с обучением работников отрасли рабочим профессиям, а именно связанных с прохождением производственной практики на предприятиях в рамках образовательного процесса. 

Как мы отмечали ранее, законодательные противоречия не позволяют нашим без пяти минут вальщикам леса, машинистам многооперационных машин взять в руки пилу или управлять харвестером во время прохождения практики без наличия квалификационного свидетельства, утверждают на местах. Так каким же образом им закрепить полученные знания, умения и навыки? Неужели нет не противоречащего законодательным актам и требованиям охраны труда алгоритма действий в подобных случаях? 

С этими вопросами мы обратились к заместителю директора по учебно-производственной и учебной работе Центра повышения квалификации работников и специалистов лесного хозяйства Сергею ИГНАТОВИЧУ: 

— Необходимо отметить, что Кодексом Республики Беларусь об образовании образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) отнесены к образовательным программам дополнительного образования взрослых. Детализированы статьи Кодекса в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 года № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых». Документом утверждено Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, разработанным на основании ст. 250 Кодекса об образовании, которым конкретизируются особенности реализации программы. 

Как мы оформляем прибывшего на производственную практику 

  1. Издание приказа организацией о проведении производственной практики с назначением в качестве руководителя, не освобожденного от основной работы, высококвалифицированного рабочего.
  2. Прохождение второго этапа производственного обучения на базе организации с ежедневным заполнением дневника.
  3. Направление обучаемого в учреждение образования для сдачи квалификационного экзамена.
  4. Прием квалификационной комиссией экзамена (итоговая аттестация) у слушателей.
  5. Получение слушателями, успешно прошедшими итоговую аттестацию, свидетельства установленного образца о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии, например, «вальщик леса 6-го разряда».
  6. Внесение кадровой службой в трудовую книжку работника записи о присвоении соответствующего квалификационного разряда, например, «вальщик леса 6-го разряда».

— Этих документов достаточно, чтобы организовать настоящую практику на местах? 

— Да, однако при приеме на работу необходимо учитывать еще и положение постановления Министерства тру да и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2014 года № 40 «О трудовых книжках», в котором сказано, что «в случае приема на работу лица, не имеющего соответствующей квалификации (разряда, класса) по профессии рабочего, после заключения трудового договора (контракта) и оформления приема на работу приказом (распоряжением) нанимателя в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу с указанием наименования профессии рабочего без квалификации». А после прохождения работником обучения наниматель вносит в трудовую книжку работника еще и запись о присвоении соответствующего квалификационного разряда. 

В нашей отрасли были случаи, когда работника принимали на должность лесовода и направляли его на обучение по профессии «вальщик леса 6-го разряда». Это неправильно, ведь профессия «лесовод» относится к перечню профессий, по которой также необходимо обучение. Сначала нужно сотрудника принять на должность вальщика леса, затем направить на обучение и только после получения свидетельства о присвоении квалификационного разряда по рабочей профессии внести в его трудовую книжку запись о присвоении шестого квалификационного разряда. 

Срок получения дополнительного образования взрослых и присваиваемый квалификационный разряд (класс, категория) по профессии при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определены Перечнем профессий для подготовки рабочих, установленным постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 января 2018 года № 7/14. Перечень профессий, по которым присвоение квалификационного разряда (класса, категории) по профессии возможно только по результатам освоения образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), с указанием присваиваемого квалификационного разряда (класса, категории) утверждается постановлением Министерства образования Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 августа 2018 года № 84/63. 

— Это дает возможность «взять в руки пилу» во время производственной практики? 

— Конечно. Образовательный процесс при реализации программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих) включает теоретическое и производственное обучение. 

Первое направлено на овладение теоретическими знаниями и проводится в центре (пунктом 7 Положения устанавливается, что образовательный процесс при реализации программы может осуществляться в учреждениях дополнительного образования взрослых, то есть в нашем центре). 

Второе, закономерно, направлено на формирование практических умений и навыков по профессии рабочего. При этом производственное обучение в составе учебной группы проводится в два этапа: на первом этапе — под руководством мастера производственного обучения на материально-технической базе центра. На втором (производственная практика) — на рабочих местах в организации с группой слушателей под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего. 

Алгоритм обучения по рабочим профессиям 

  1. Прием на работу (заключение контракта, договора).
  2. Внесение записи в трудовую книжку профессии рабочего без квалификации (разряда, класса), например, «вальщик леса».
  3. Направление рабочего на обучение в учреждение образования.
  4. Прохождение теоретического обучения в учреждении образования.
  5. Прохождение первого этапа производственного обучения на базе учреждения образования.
  6. Направление учреждением образования обучаемого на второй этап производственного обучения (производственную практику) в организацию.

Так как в группах проходят обучение работники из различных лесхозов, нет возможности проведения практики групповым методом под руководством мастера производственного обучения. Это и нецелесообразно, потому как значительно увеличит стоимость обучения. Во всех отраслях оно проводится индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего. Таким образом, законодательством разрешено проходить производственную практику на предприятиях. Никто не запрещает допускать обучаемого, например, вальщика леса, к работе с бензопилой, но только под руководством опытного высококвалифицированного рабочего. 

— Как и опытного машиниста многооперационной машины. Это не противоречит требованиям охраны труда? 

— Да, не противоречит. Только в случае с машинистами достаточно наблюдения за ними на безопасном расстоянии. И контроль после остановки работы машины, так как они получают практические навыки на тренажерах и работая на учебном харвестере во время обучения. И не нужно бояться того, что, к примеру, опытный вальщик леса, работая на сдельной оплате труда, потеряет в зарплате, обучая практиканта. Ведь законодательство не запрещает премировать такого работника в размере, не ниже его заработной платы. Более того, у нанимателя сейчас есть все возможности для поощрения наставничества, если он заинтересован получить хорошо подготовленного специалиста. 

— Здесь нельзя не отметить и то, что в новом Тарифном соглашении также закреплен институт наставничества, что дает еще больше возможностей для поощрения наставников… 

— Да, пунктом 73.8 Тарифного соглашения между Минлесхозом и Белорусским профсоюзом работников леса и природопользования на 2022—2024 годы предусмотрена доплата наставникам за руководство молодыми специалистами. Таким образом, законодательных препятствий для организации реальной практики для слушателей в лесхозах нет. Хотелось бы, чтобы все заинтересованные должностные лица обратили на это внимание. 

 

 

Наталья ЦЕЛИТАН   БЛГ

Top